Если у меня есть намерение жениться на девушке, можно ли мне с ней дружить
Ассаламуалейкум уа рахматуллахи уа баракатух! Я практикующий мусульманин, следую школе Великого Имама Агзама да смилуется над ним Аллах иншАллах. Чем больше я практикую тем больше вопросов мне задают. Я не любитель таких тем как женитьба, но тем не менее мне задали вопрос о женитьбе. Этот вопрос спросить у имамов стесняются. Вопрос звучал так: "Если у меня есть намерение жениться на девушке, можно ли мне с ней дружить (то есть тут он имеет ввиду конфетно-букетный период). Потом он продолжает и говорит: "А вдруг чувства у меня или у нее остынут и мы перехотим то что тогда?" Прошу не опубликовывать. Уалейкумсалам.
Уа алейкум ассалям уа рахматуллахи уа баракятух!
Вознамерившийся жениться мусульманин до своего сватовства может видеться со своей избранницей, чтобы иметь о ней представление и дабы не жениться с закрытыми глазами, что может привести к пагубным последствиям.
Глаз является посланником, проникающим в сердце, а встречающиеся взгляды проникают в сердца, привязывая души.
Муслим передает, что Абу Хурайра сказал: «Я был с Пророком (Да благословит его Аллах и приветствует!), когда к нему подошел человек и сообщил, что он собирается жениться на женщине из Медины». Пророк спросил его: «А ты видел ее?» - «Нет», - ответил он. «Тогда иди и взгляни на нее, мединцев можно охарактеризовать по глазам», - сказал Пророк.
Аль-Мугира Ибн Шуаба сказал, что он вознамерился посвататься к одной девушке и сообщил об этом Посланнику Аллаха (Да благословит его Аллах и приветствует!), который сказал ему: «Посмотри на нее, (чтобы выяснить) может ли возникнуть любовь между вами». Он пришел к ее родителям и сообщил им слова Пророка (Да благословит его Аллах и приветствует!). Они выразили свое неудовольствие на это. Но этот разговор услышала сама девушка, которая находилась в своей комнате. И она сказала: «Если Пророк (Да благословит его Аллах и приветствует!) сказал, чтобы ты взглянул на меня, тогда смотри». И аль-Мугира сказал: «Увидев ее, я женился на ней»[1].
Пророк (Да благословит его Аллах и приветствует!) не определил ни для аль-Мугиры, ни для других, что они могут видеть у девушки. Некоторые ученые считают, что взгляд должен ограничиваться лицом и кистями рук. Однако для того, чтобы увидеть лицо и кисти рук женщины, необязательно свататься к ней. И все же для сватающегося человека должны быть какие-то исключения для того, чтобы он мог увидеть больше. Пророк (Да благословит его Аллах и приветствует!) говорит: «Если кто-либо из вас сватается к девушке и у него есть возможность увидеть у нее то, что побуждает его жениться на ней, то пусть сделает это (увидит)»[2].
Одни ученые по этому вопросу придерживаются крайне либеральных взглядов, а другие максимально ограничивают возможности того, кто сватается, поэтому лучше было бы придерживаться умеренной середины. Некоторые нынешние исследователи считают, что сватающийся может видеть свою избранницу в той одежде, в которой она обычно появляется перед отцом, братом или каким-либо из махрамов. Они говорят: «В контексте вышеприведенного хадиса сватающийся может сопровождать свою избранницу вместе с ее отцом или с одним из махрамов, когда она посещает родственников или общественные места, но при этом она должна быть в соответствующем одеянии (хиджабе). Это нужно для того, чтобы он мог познакомиться с ее мышлением, вкусом и особенностями. Как говорится в хадисе, «у него есть возможность увидеть у нее то, что побуждает его жениться на ней»[3].
Если намерение жениться носит искренний характер, то человек может смотреть на избранницу независимо от того, знает она и ее семья об этом или нет.
Из хадиса об аль-Мугире нам известно, что, несмотря на существующие традиции, отец не может отказать жениху, который с искренним намерением сватается к его дочери, увидеть ее. Традиции должны подводиться под шариат, а не наоборот.
В то же время нельзя допускать отцу девушки на выданье и ее жениху по своему усмотрению расширять свои полномочия. Например, под предлогом сватовства без махрама посещать увеселительные мероприятия, игровые и торговые центры, то есть вести себя так, как сегодня ведут себя любители западных ценностей.
Крайность в любую из сторон неприемлема Исламом.