Фетва «Суть названия понятия «такфир» н его приверженность сочетания с мусульманской верой на сегодняшний день»
Фетва № 4/104
بسم الله الرحمن الرحيم
Во имя Аллаха Милостивого Милосердного!
الحمد لله رب العالمين و الصلاة و السلام على خير خلقه محمد وعلى آله وأصحابه و من اتبعهم إلى يوم الدين ” أما بعد“
Хвала Аллаху, Господу миров! Да благословит Аллах и приветствует самого лучшего из его творений – Мухаммада, его семью, его сподвижников и тех, которые следуют за ним до Судного Дня!
В последнее время многие мусульмане сталкиваются с людьми, которые сеют сомнения в их сердцах. Представители так называемого джамаата «Такфир» своими лжи убеждениями вводят в заблуждение многих мусульман относительно вопросов веры и неверия (Имана и Ширка), единобожия и многобожия (таухида и ширка), обвиняя в неверии других мусульман.
Это – очередная смута, которая может быть интересна молодым и недальновидным людям, как любая другая смута, когда с радостью ломают и уничтожают все прошлое, обещая, что построят светлое будущее. А если еще и апеллируют к словам одной из самых авторитетных личностей человеческой истории, тогда вообще достигается максимальный эффект и привлекательность. За всем этим стоят скрытые личности, делающее огромный политический и экономический капитал, накапливающие потенциал. К сожалению, аналогичные процессы происходили и на территориях бывшего Союза.
Они говорят, что человек, не признающий мушрика (многобожник) мушриком, сам становится мушриком.
Что касается сегодняшней ситуации, то политика сепаратизма и объявления войны, обвинения в неверии для захвата чужого имущества или посягательства на жизнь другого – все это невежество или политика, борьба за первенство, грязный способ заработать себе.
Такфир – это очередное нововведение. Ложное утверждение некоторых, что «именно они следуют Сунне Пророка (Да благословит его Аллах и приветствует!)», «чистому Исламу» или «чистому Тавхиду», крайне ошибочно. За четырнадцать веков существования исламского богословия появлялось большое количество богословских школ, некоторые из которых были только богословскими, а другие – политико-богословскими, то есть представляли определенную власть или идеологическое направление.
В первые золотые и лучшие века развития научной мысли появились десятки выдающихся ученых богословов, а на их трудах – очень сильные школы практического применения Священного Корана и Сунны. Дальнейшее практическое развитие и широкое распространение получили только четыре классических мазхаба, так как они вобрали в себя все грани пророческого наследия и тем самым были достаточны для мусульманского общества. Что касается современного богословия, то оно развивается на основе огромного культурно-исторического наследия, трудах самых разных ученых богословов с изучением реалий современности. Это наследие доказало свою жизнеспособность, соответствие канонам, реальность и актуальность; выработало механизмы практического применения священных текстов.
Обвинение в неверии (такфир) без соблюдения условий (шурут) и не принятие во внимание того, что препятствует выходу человека из Ислама (мауани’), относится к числу величайших грехов. Всевышний Аллах сказал в Священном Коране:
» أَفَنَجْعَلُ الْمُسْلِمِينَ كَالْمُجْرِمِينَ مَا لَكُمْ كَيْفَ تَحْكُمُونَ«
«Разве Мы сделаем мусульман такими, как грешников? Что с вами, как вы судите?»[1]
Посланник Аллаха, (Да благословит его Аллах и приветствует!), говорил:
» من رمى مؤمناً بكفرٍ، فهو كقتله «متفق عليه.
«Тот, кто обвинил мусульманина в неверии, подобен тому, кто его убил!»[2].
Имам аль-Къуртуби (Да помилует его Аллах!) сказал: «Обвинение в неверии (такфир) – опасная дверь, к которой подошло множества людей, и споткнулось, а остановились у этой двери избранные и спаслись. А что может сравниться со спасением!»[3].
Все вышеизложенное указывает нам на серьезность вопроса обвинения в неверии (такфир), к чему также можно отнести и обвинение в нечестии (тафсикъ) и обвинении в нововведении (табди̒). Приверженцы Сунны (ахлу-Сунна) не называют мусульманина совершившего неверие (куфр) неверным, кроме как после предоставления ему довода, что совершаемое им является неверием (куфр). А право на предоставление довода зависит от уровня знаний человека.
Священный Коран и Сунна Пророка (Да благословит его Аллах и приветствует!) делают разницу между действием и действующим лицом, ибо не каждый, кто совершает неверие, становится неверным. И есть разница между отрицающим какое-либо положение Ислама и тем, кто истолковывает его ошибочно (тауиль), ибо первый является неверным в отличие от второго.
Хузайфа (Да будет доволен им Аллах!) рассказывал, что Посланник Аллаха (Да благословит его Аллах и приветствует!), сказал:
" إِنَّ أَخْوَفَ مَا أَخَافُ عَلَيْكُمْ رَجُلٌ قَرَأَ الْقُرْآنَ , حَتَّى إِذَا رَأَيْتَ بَهْجَتَهُ عَلَيْهِ ، وَكَانَ رِدْءًا لِلْإِسْلَامِ انْسَلَخَ مِنْهُ وَنَبَذَهُ وَرَاءَ ظَهْرِهِ ، وَسَعى عَلَى جَارِهِ بِالسَّيْفِ , وَرَمَاهُ بِالشِّرْكِ " . قُلْتُ : يَا نَبِيَّ اللَّهِ ! أَيُّهُمَا أَوْلَى بِالشِّرْكِ الرَّامِي ، أَوِ الْمَرْمِيِّ ؟ قَالَ صَلَّى اللَّهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ : " بَلِ الرَّامِي " .
«Поистине, боюсь я для вас человека, который читает Коран, и красота его отражается на нем, и он становится защитником Ислама. Затем он оставляет Коран, опракинув его за спину, бросается на своего соседа с мечом, и обвиняет его в многобожии (ширк)». Хузайфа спросил: «О Пророк Аллаха, кто из них ближе к многобожию, тот кто обвиняет или тот, кого обвиняют?!» Он ответил: «Нет, тот, кто обвиняет»[4].
Мы видим, как в наши дни сбылось то, чего боялся Пророк, (Да благословит его Аллах и приветствует!). Как часто те, кто следовал истине, полностью меняли свои убеждения и методы (манхадж), думая, что поступают правильно! Следовать истине – это прекрасно, но главное – это умереть на ней. Для всех мусульман является обязанностью бояться того, чего боялся Пророк, (Да благословит его Аллах и приветствует!).
Пророк Мухаммад (Да благословит его Аллах и приветствует!) трижды и настоятельно повторил:
" ألا هلك المتنطعون "
«Проявляющие излишнюю щепетильность и чрезмерную строгость погибнут»[5].
Излишняя щепетильность, фанатизм ни к чему хорошему не приводят. Тем более та щепетильность, что вносит вражду и неприязнь в среду верующих. Такого рода примеров в наше время не мало…
В исламе имеется ясное назидание:
»لاَ إِكْرَاهَ فِي الدِّينِ«
«В религии нет принуждения»[6]. Поэтому ислам считает что вопрос о вере и неверии – дело, связанное в основном с волей самого человека и его внутренним убеждением.
Ислам определил путь, по которому мусульмане должны следовать в призыве к исламу и его распространении. Этот путь, предлагает призывать к исламу мудростью и добрым увещеванием и вести спор с многобожниками наилучшими способами:
»ادْعُ إِلِى سَبِيلِ رَبِّكَ بِالْحِكْمَةِ وَالْمَوْعِظَةِ الْحَسَنَةِ وَجَادِلْهُم بِالَّتِي هِيَ أَحْسَنُ إِنَّ رَبَّكَ هُوَ أَعْلَمُ بِمَن ضَلَّ عَن سَبِيلِهِ وَهُوَ أَعْلَمُ بِالْمُهْتَدِينَ«
«Призывай (о Пророк!) к пути своего Господа мудростью и добрым увещеванием и веди спор с немусульманами наилучшими словами»[7]. А в суре «аль-Бакъара» сказано:
» وَقُولُواْ لِلنَّاسِ حُسْناً «
«Говорите людям приятное»[8]. В священном Коране есть более ста двадцати аятов, указывающих на то, что распространение ислама основывается на спокойном убеждении, простом учении, чтобы люди приняли или отвергли ислам после его разъяснения им. После похода на Священную Мекку «Пророк (Да благословит его Аллах и приветствует!) – отпустил её население, сказав:
«Идите, вы свободны!»[9]*. "إذهبوا فأنتم الطلقاء"
Так, он не заставил их принять Ислам после окончательной победы над ними.
Общеизвестно, что войско мусульман не совершали походы на юг Азии или на запад Африки. Но ислам распространился там через мусульманских торговцев и мусульман-суфиев, которые своим поведением, нравами и хорошим отношением привлекли симпатии людей к своей религии, и люди добровольно принимали ислам.
В связи с вышеизложенным отдел шари'ата и фетвы ДУМКа постановляет, что деятельность джама̒ата «Такфир» является несоответствующим и противопоказанным для распространения в Казахстане и вообще в Исламе.
و الله الموفق
هذا آخر ما أردنا إيراده في هذه الرسالة الوجيزة و نحمد الله سبحانه و تعالى أولا و آخرا
و الصلاة و السلام على سيدنا و مولانا محمد و آله و أصحابه صلاة و سلاما دائمين خالدين
القسم الشريعة الغراء و الإفتاء في الإدارة الدينية لمسلمى قزاقستان
م07.01.2014
[1] Сура «Аль-Къалам», аяты 35,36.
[2] Ат-Табарани (Да помилует егоАллах!), хадис достоверный. «Сахихуль-Джами’» 6269.
[3] См. “Аль-Муфхим” 3/111.
[4] Аль-Бухари (Да помилует егоАллах!), в “Ат-Тарих” 297, Ибн Хиббан (Да помилует его Аллах!), 81. См. также “Ас-Сильсиля ас-Сахиха” 3201.
[5] Хадис от Ибн Мас'уда; св.х. Ахмада, Муслима и Абу Дауда.См. Ас-Суюты (Да будет доволен ими Аллах!), аль-Джами ас-Сагыр (Малый зборник). Бейрут. Аль-Кутуб аль-Ильмия, 1990, с. 569, хадис №9594.
[6] Сура «Аль-Бакъара», аят 256.
[7] Сура «Ан-Нахль», аят 125.
[8] Сура «Аль-Бакара», аят 83.
[9] См. Мухаммад аль-Газали (Да помилует его Аллах!). «Сто вопросов об исламе», часть 1, стр. 118,120 и далее, изд-во Дар Сабит,1983.
* قال ابن إسحاق: و حدثني بعض أهل العلم. أن النبي صلى الله عليه و سلم قال لأسرى أهل مكة ما ترون أنى فاعل فيكم؟ قالوا: خيرًا، أخ كريم و أبن أخ كريم. قال: إذهبوا فأنتم الطلقاء (السيرة النبوية لابن إسحاق).