ҚАЗАҚСТАН МҰСЫЛМАНДАРЫ
ДІНИ БАСҚАРМАСЫ
Если у меня есть намерение жениться на девушке, можно ли мне с ней дружить

Ассаламуалейкум уа рахматуллахи уа баракатух! Я практикующий мусульманин, следую школе Великого Имама Агзама да смилуется над ним Аллах иншАллах. Чем больше я практикую тем больше вопросов мне задают. Я не любитель таких тем как женитьба, но тем не менее мне задали вопрос о женитьбе. Этот вопрос спросить у имамов стесняются. Вопрос звучал так: "Если у меня есть намерение жениться на девушке, можно ли мне с ней дружить (то есть тут он имеет ввиду конфетно-букетный период). Потом он продолжает и говорит: "А вдруг чувства у меня или у нее остынут и мы перехотим то что тогда?" Прошу не опубликовывать. Уалейкумсалам.

Уа алейкум ассалям уа рахматуллахи уа баракятух!

Вознамерившийся жениться мусульманин до своего сватовства может видеться со своей избранницей, чтобы иметь о ней представление и дабы не жениться с закрытыми глазами, что может привести к пагубным последствиям.

Глаз является посланником, проникающим в сердце, а встречающиеся взгляды проникают в сердца, привязывая души.

Муслим передает, что Абу Хурайра сказал: «Я был с Пророком (Да благословит его Аллах и приветствует!), когда к нему подошел человек и сообщил, что он собирается жениться на женщине из Медины». Пророк спросил его: «А ты видел ее?» - «Нет», - ответил он. «Тогда иди и взгляни на нее, мединцев можно охарактеризовать по глазам», - сказал Пророк.

Аль-Мугира Ибн Шуаба сказал, что он вознамерился посва­таться к одной девушке и сообщил об этом Посланнику Аллаха (Да благословит его Аллах и приветствует!), который сказал ему: «Посмотри на нее, (чтобы выяс­нить) может ли возникнуть любовь между вами». Он пришел к ее ро­дителям и сообщил им слова Пророка (Да благословит его Аллах и приветствует!). Они выразили свое неудовольствие на это. Но этот разговор услышала сама де­вушка, которая находилась в своей комнате. И она сказала: «Если Пророк (Да благословит его Аллах и приветствует!) сказал, чтобы ты взглянул на меня, тогда смо­три». И аль-Мугира сказал: «Увидев ее, я женился на ней»[1].

Пророк (Да благословит его Аллах и приветствует!) не определил ни для аль-Мугиры, ни для других, что они могут видеть у девушки. Некоторые ученые счита­ют, что взгляд должен ограничиваться лицом и кистями рук. Од­нако для того, чтобы увидеть лицо и кисти рук женщины, необя­зательно свататься к ней. И все же для сватающегося человека должны быть какие-то исключения для того, чтобы он мог уви­деть больше. Пророк (Да благословит его Аллах и приветствует!) говорит: «Если кто-либо из вас сватается к девушке и у него есть возможность увидеть у нее то, что побуждает его жениться на ней, то пусть сделает это (увидит)»[2].

Одни ученые по этому вопросу придерживаются крайне либе­ральных взглядов, а другие максимально ограничивают возмож­ности того, кто сватается, поэтому лучше было бы придерживать­ся умеренной середины. Некоторые нынешние исследователи считают, что сватающийся может видеть свою избранницу в той одежде, в которой она обычно появляется перед отцом, братом или каким-либо из махрамов. Они говорят: «В контексте выше­приведенного хадиса сватающийся может сопровождать свою из­бранницу вместе с ее отцом или с одним из махрамов, когда она посещает родственников или общественные места, но при этом она должна быть в соответствующем одеянии (хиджабе). Это нуж­но для того, чтобы он мог познакомиться с ее мышлением, вкусом и особенностями. Как говорится в хадисе, «у него есть возмож­ность увидеть у нее то, что побуждает его жениться на ней»[3].

Если намерение жениться носит искренний характер, то че­ловек может смотреть на избранницу независимо от того, знает она и ее семья об этом или нет.

Из хадиса об аль-Мугире нам известно, что, несмотря на су­ществующие традиции, отец не может отказать жениху, который с искренним намерением сватается к его дочери, увидеть ее. Тра­диции должны подводиться под шариат, а не наоборот.

В то же время нельзя допускать отцу девушки на выданье и ее жениху по своему усмотрению расширять свои полномо­чия. Например, под предлогом сватовства без махрама посе­щать увеселительные мероприятия, игровые и торговые цент­ры, то есть вести себя так, как сегодня ведут себя любители западных ценностей.

Крайность в любую из сторон неприемлема Исламом.



[1] Передано Ахмадом, ат-Тирмизи, Ибн Маджой, Ибн Хаббаном и ад-Дарими.

[2] Передано Абу Даудом.

[3] Аль-Бахи аль-Хули. Женщина дома и в обществе.

Жоғары